МКОУ «Повенецкая СОШ» является общеобразовательным учреждением, реализующим общеобразовательные программы начального, основного, среднего общего образования.  Ежегодно контингент школы составляет до 250 обучающихся. Количество учащихся, которые имеют в большей или меньшей степени отклонение от «нормы», практически остается неизменным. Основными причинами являются рост травматизма, ухудшение экологической обстановки, отсутствие нормальных условий труда и культуры здорового образа жизни, высокий уровень заболеваемости родителей. 

На сегодняшний день в нашей школе 25 учащихся, которые по состоянию своего психического или физического здоровья могут освоить государственные образовательные программы только в особых условиях. К отдельной группе относятся дети-инвалиды и больные дети, которые по состоянию здоровья также требуют создания для себя особых условий обучения и воспитания. В МКОУ "Повенецкая СОШ" таких учащихся 2, среди которых 1 имеет нарушения опорно-двигательного аппарата. 17 учащихся с задержкой психического развития  и 7 учащихся с нарушениями речи обучаются в классах совместно с нормативно развивающимися учащимися, 2 человека находятся на индивидуальном обучении.

С 2011 года коллектив МКОУ "Повенецкая СОШ" работает над проблемой организации инклюзивной образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Целью является обеспечение равного доступа к получению образования и создание необходимых условий для адаптации образовательного пространства школы нуждам и запросам каждого участника образовательного процесса.

Инклюзивное образование в МКОУ "Повенецкая СОШ" призвано решить следующие задачи:

  1. Создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ.
  2. Обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ОВЗ с учетом специфики нарушения развития, социального опыта.
  3. Обеспечение психолого-педагогического сопровождения процесса интеграции детей с ОВЗ в образовательную и социальную среду, содействия ребенку и его семье, помощи педагогам.
  4. Разработка адаптированных образовательных программ для обучения детей с ОВЗ.
  5. Координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования.
  6. Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах обучения и развития детей с ОВЗ различной специфики и выраженности.
  7. Формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к различным нарушениям развития и детям с ОВЗ.

     Приказы об утверждении паспортов доступности социальной инфраструктуры

     Акты обследования объектов социальной инфраструтуры

     Паспорта доступности объектов социальной инфраструктуры

 

Организационное обеспечение


 

Создания специальных условий образования для детей с ОВЗ базируется на нормативно-правовой базе, которая гарантирует не только реализацию образовательных прав самого ребенка на получение соответствующего его возможностям образования, но и реализацию прав всех остальных детей, включенных наравне с особым ребенком в инклюзивное образовательное пространство. Поэтому помимо нормативной базы, фиксирующей права ребенка с ОВЗ, необходима разработка соответствующих локальных актов, обеспечивающих эффективное образование и других детей. На данный момент сформирована следующая нормативная база:

1. Устав  МКОУ "Повенецкая СОШ" где указан перечень локальных актов, регламентирующих деятельность образовательной организации в том числе и и в отношении детей инвалидов и детей с ОВЗ.

2. Положение о классах службе психолого-педагогического и медико-социального сопровождения.

3. Положение о медико-психолого-педагогическом консилиуме школы.

4. Положение об индивидуальном обучении.

 

Учащиеся школы не нуждаются в организации специального питания. Медицинское сопровождение осуществляется  специалистами и врачами в рамках сетевого взаимодействия.

Информационное обеспечение включает необходимую информационно-методическую базу образования детей с ОВЗ: информационно-образовательные ресурсы в виде печатной продукции; информационно-образовательные ресурсы Интернета; вычислительная и информационно-телекоммуникационная инфраструктура. Необходимое оборудование обеспечивает использование ИКТ  в учебной и во внеурочной деятельности,  в исследовательской и проектной деятельности. С 2009 года функционирует обновлённый официальный сайт школы: http://povenschool.edusite.ru где размещена необходимая информация для участников образовательного процесса.

 

Материально - техническое обеспечение


 

Материально-техническое (включая архитектурное) обеспечение включает необходимое учебно-материальное оснащение. Создается безбарьерная образовательная и социальная среда, безопасная и комфортная для всех участников образовательного процесса.

 

Кадровое обеспечение


 

Педагоги имеют опыт работы с детьми с ОВЗ, систематически проходят курсы повышения квалификации, учавствуют в семинарах и конференциях.

Доля педагогических работников, прошедших курсы повышения квалификации по

организации обучения детей с ОВЗ

 

Количество педагогических

работников

Количество педагогических

работников, прошедших

курсы повышения

квалификации

Доля педагогических

работников, прошедших

курсы повышения

квалификации

25

5

20%

 

Программы курсовой переподготовки:"Реализация адаптированных образовательных программ для обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС", "Организация обучения учащихся с ОВЗ в условиях внедрения ФГОС НОО ОВЗ", "Адаптивная физическая культура".

Семинары и конференции: "Опыт использования альтернативной коммуникации в работе с детьми с особенностями в развитии", "Опыт обучения детей с особенностями в развитии с помощью карточек (PECS)"

В школе работает специалист с медицинским образованием, 3 сотрудника имеют  квалификацию по коррекционной педагогике. 7 педагогов прошли обучение по программе специфики реализации инклюзивного обучения. В системе осуществляется внутришкольное обучение по данному направлению через организацию психолого-педагогических семинаров, круглых столов, педагогических советов, мастер-классов.

 

Психолого - педагогическое сопровождение


 

Психолого - педагогическое сопровождение детей с ОВЗ осуществляют психолог, логопед, классный руководитель, учителя-предметники. Родители и лица их заменяющие так же являются полноправными участниками процесса сопровождения. В рамках должностных обязанностей каждый из участников образовательного процесса составляет план работы по сопровождению обучающихся. Организация сопровождения включает в себя  работу психолого-медико-педагогического консилиума;  выполнение рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии; оказание психологической, логопедической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья; организация индивидуальных педагогических маршрутов;  организация педагогического взаимодействия. В системе  работы следующие формы:

  1. проведение индивидуальной работы с учащимися и их родителями: тематические беседы, посещение семей, консультирование, подготовка рекомендаций, характеристик на ПМПК;
  2. проведение  малых педагогических советов, административных советов;
  3. ведение карт наблюдений динамики учебных навыков;
  4. посещение, взаимопосещение уроков, анализ уроков с точки зрения здоровьесбережения;
  5. разработка методических  рекомендаций учителю;
  6. диагностика, коррекция, профилактика;
  7. обследование школьников  по запросу родителей;
  8. оказание психологической поддержки педагогам.

Расписание занятий соответствует общеобразовательным нормативно-правовым актам. Учителя, ведущие занятия в инклюзивных классах, работают по адаптированным программам, разработанным с учетом требований ФГОС ОВЗ НОО.