МКОУ «Повенецкая СОШ» является общеобразовательным учреждением, реализующим общеобразовательные программы начального, основного, среднего общего образования. Ежегодно контингент школы составляет до 250 обучающихся. Количество учащихся, которые имеют в большей или меньшей степени отклонение от «нормы», практически остается неизменным. Основными причинами являются рост травматизма, ухудшение экологической обстановки, отсутствие нормальных условий труда и культуры здорового образа жизни, высокий уровень заболеваемости родителей.
На сегодняшний день в нашей школе 25 учащихся, которые по состоянию своего психического или физического здоровья могут освоить государственные образовательные программы только в особых условиях. К отдельной группе относятся дети-инвалиды и больные дети, которые по состоянию здоровья также требуют создания для себя особых условий обучения и воспитания. В МКОУ "Повенецкая СОШ" таких учащихся 2, среди которых 1 имеет нарушения опорно-двигательного аппарата. 17 учащихся с задержкой психического развития и 7 учащихся с нарушениями речи обучаются в классах совместно с нормативно развивающимися учащимися, 2 человека находятся на индивидуальном обучении.
С 2011 года коллектив МКОУ "Повенецкая СОШ" работает над проблемой организации инклюзивной образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Целью является обеспечение равного доступа к получению образования и создание необходимых условий для адаптации образовательного пространства школы нуждам и запросам каждого участника образовательного процесса.
Инклюзивное образование в МКОУ "Повенецкая СОШ" призвано решить следующие задачи:
- Создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ.
- Обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ОВЗ с учетом специфики нарушения развития, социального опыта.
- Обеспечение психолого-педагогического сопровождения процесса интеграции детей с ОВЗ в образовательную и социальную среду, содействия ребенку и его семье, помощи педагогам.
- Разработка адаптированных образовательных программ для обучения детей с ОВЗ.
- Координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования.
- Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах обучения и развития детей с ОВЗ различной специфики и выраженности.
- Формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к различным нарушениям развития и детям с ОВЗ.
Приказы об утверждении паспортов доступности социальной инфраструктуры
Акты обследования объектов социальной инфраструтуры
Паспорта доступности объектов социальной инфраструктуры
Организационное обеспечение
Создания специальных условий образования для детей с ОВЗ базируется на нормативно-правовой базе, которая гарантирует не только реализацию образовательных прав самого ребенка на получение соответствующего его возможностям образования, но и реализацию прав всех остальных детей, включенных наравне с особым ребенком в инклюзивное образовательное пространство. Поэтому помимо нормативной базы, фиксирующей права ребенка с ОВЗ, необходима разработка соответствующих локальных актов, обеспечивающих эффективное образование и других детей. На данный момент сформирована следующая нормативная база:
1. Устав МКОУ "Повенецкая СОШ" где указан перечень локальных актов, регламентирующих деятельность образовательной организации в том числе и и в отношении детей инвалидов и детей с ОВЗ.
2. Положение о классах службе психолого-педагогического и медико-социального сопровождения.
3. Положение о медико-психолого-педагогическом консилиуме школы.
4. Положение об индивидуальном обучении.
Учащиеся школы не нуждаются в организации специального питания. Медицинское сопровождение осуществляется специалистами и врачами в рамках сетевого взаимодействия.
Информационное обеспечение включает необходимую информационно-методическую базу образования детей с ОВЗ: информационно-образовательные ресурсы в виде печатной продукции; информационно-образовательные ресурсы Интернета; вычислительная и информационно-телекоммуникационная инфраструктура. Необходимое оборудование обеспечивает использование ИКТ в учебной и во внеурочной деятельности, в исследовательской и проектной деятельности. С 2009 года функционирует обновлённый официальный сайт школы: http://povenschool.edusite.ru где размещена необходимая информация для участников образовательного процесса.
Материально - техническое обеспечение
Материально-техническое (включая архитектурное) обеспечение включает необходимое учебно-материальное оснащение. Создается безбарьерная образовательная и социальная среда, безопасная и комфортная для всех участников образовательного процесса.
Кадровое обеспечение
Педагоги имеют опыт работы с детьми с ОВЗ, систематически проходят курсы повышения квалификации, учавствуют в семинарах и конференциях.
Доля педагогических работников, прошедших курсы повышения квалификации по
организации обучения детей с ОВЗ
Количество педагогических
работников |
Количество педагогических
работников, прошедших
курсы повышения
квалификации |
Доля педагогических
работников, прошедших
курсы повышения
квалификации |
25 |
5 |
20% |
Программы курсовой переподготовки:"Реализация адаптированных образовательных программ для обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС", "Организация обучения учащихся с ОВЗ в условиях внедрения ФГОС НОО ОВЗ", "Адаптивная физическая культура".
Семинары и конференции: "Опыт использования альтернативной коммуникации в работе с детьми с особенностями в развитии", "Опыт обучения детей с особенностями в развитии с помощью карточек (PECS)"
В школе работает специалист с медицинским образованием, 3 сотрудника имеют квалификацию по коррекционной педагогике. 7 педагогов прошли обучение по программе специфики реализации инклюзивного обучения. В системе осуществляется внутришкольное обучение по данному направлению через организацию психолого-педагогических семинаров, круглых столов, педагогических советов, мастер-классов.
Психолого - педагогическое сопровождение
Психолого - педагогическое сопровождение детей с ОВЗ осуществляют психолог, логопед, классный руководитель, учителя-предметники. Родители и лица их заменяющие так же являются полноправными участниками процесса сопровождения. В рамках должностных обязанностей каждый из участников образовательного процесса составляет план работы по сопровождению обучающихся. Организация сопровождения включает в себя работу психолого-медико-педагогического консилиума; выполнение рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии; оказание психологической, логопедической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья; организация индивидуальных педагогических маршрутов; организация педагогического взаимодействия. В системе работы следующие формы:
- проведение индивидуальной работы с учащимися и их родителями: тематические беседы, посещение семей, консультирование, подготовка рекомендаций, характеристик на ПМПК;
- проведение малых педагогических советов, административных советов;
- ведение карт наблюдений динамики учебных навыков;
- посещение, взаимопосещение уроков, анализ уроков с точки зрения здоровьесбережения;
- разработка методических рекомендаций учителю;
- диагностика, коррекция, профилактика;
- обследование школьников по запросу родителей;
- оказание психологической поддержки педагогам.
Расписание занятий соответствует общеобразовательным нормативно-правовым актам. Учителя, ведущие занятия в инклюзивных классах, работают по адаптированным программам, разработанным с учетом требований ФГОС ОВЗ НОО.