выпуск №13

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Медвежьегорского района

"  Повенецкая средняя общеобразовательная школа"

Мы рады приветствовать Вас на нашем сайте!

 

 

выпуск №13

 

 

                                                     ШКОЛЬНАЯ МОЗАИКА

Орган печати Повенецкой средней                                                                                                          выходит 1 раз в месяц

общеобразовательной школы                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        № 1 (14)       

Медвежьегорского района,                                                                                                    январь 2010

республики Карелия 

 

 

 

 

Январь – крыша зимы,  просинец, перелом зимы, перезимье.

Январь – году начало, зиме середка.

9 января. Стефанов день. В этот день поят лошадей через серебро.

12 января. Анисья – желудочница. «Ко дню Анисьи холода повисли»

14 января. Василий Великий. Васильев день.

19 января. Крещение. Богоявление. В богоявленскую ночь, перед утреней, небо   

                     открывается. О чем открытому небу помолишься, то сбудется.

23 января. Григорий – летоуказатель. На Григрия по инею примечают, какое лето будет.

25 января. Татьяна Крещенская. Раннее солнце – ранние птицы.

31 января. Афанасий-ломонос, береги нос.

 

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО. 6 января в 12 часов ночи начинается торжественное богослужение в православных храмах. А 7 января принято поздравлять друзей и родных с этим светлым праздником. В отличие от европейцев, которые стремятся отметить Рождество в кругу семьи, и даже двери закрывают, в России принято двери держать открытыми, чтобы заходили все, кто хочет отпраздновать Рождество, поделиться праздничной радостью.

Канун Рождества получил название «сочельник», и слово это происходит от ритуальной пищи, вкушаемой в этот день – сочива, каши из красной пшеницы или ячменя, ржи, гречихи, смешанной с медом и с миндальным и маковым соком.

Пищу в сочельник нельзя было принимать до первой звезды, в память о Вифлеемской звезде, возвестившей волхвам и Рождестве Спасителя. А с наступлением сумерек, когда загоралась первая звезда, садились за стол и делились облатками, желая друг другу всего доброго и светлого.

Рождество - праздник, когда вся семья вместе собирается за общим столом. Стол готовился обильный: блины, рыбные блюда, заливное, студень из свиных и говяжьих ножек, молочный поросенок с начинкой из каши, свиная голова с хреном, свиная колбаса домашняя, жаркое, медовые пряники, сбитень и, конечно, жареный гусь.

С Рождества начинаются Святки – сплошные праздники, которые длятся до Крещенского Сочельника и сопровождаются гуляньями, посещением родных и друзей, маскарадами. В старину принято было колядовать.

 Воробушек летит,
Хвостиком вертит,
А вы, люди, знайте,
Столы застилайте,
Гостей принимайте,
Рождество встречайте!

На Святки в России испокон веков было принято рядиться, устраивать веселые игры, ходить по домам, будить спящих, поздравлять всех встречных с поворотом солнца на лето, а позже, после принятия христианства, с Рождеством, шутить, петь песни. Заканчивались колядки всеобщей потехой, катанием с горок, общим пиром.

Святочные гадания разнообразны и многочисленны. Занимались ими девушки, иногда под руководством старших женщин. А интересовало их, прежде всего, выйдут ли они в следующем году замуж или останутся «в девках», будут ли богаты или бедны, вообще, будут ли живы или умрут. Поэтому очень многие гадания связаны с поисками суженого.

 

 

 стр. 2

 

А вы знали, что…

Каникулы — период, свободный от учёбы или основной деятельности (школьные каникулы, студенческие каникулы, парламентские и т. д.). В отличие от отпуска, предоставляемого каждому работнику в индивидуально определяемые сроки, каникулы предоставляются всему соответствующему контингенту (школьникам, студентам, членам парламента и т. д.) одновременно.

 

Латинское название звезды Сириус — «Каникула» — означает «маленькая собачка»; римский сенат объявлял дни отдыха в самое жаркое летнее время, когда эта звезда появлялась на утреннем небе; отсюда и происходит слово «каникулы».

Каникулы в России

В России до 1917 года словом каникулы было определено — как летний период, «вакации» — как период отдыха в широком смысле, так и в зимний промежуток отдыха. Вакации, вакантное время, по Брокгаузу и Эфрону — время, на которое должностные лица каких-либо учреждений ежегодно свободны от службы, вакации также установлены для учебных заведений"; по В. И. Далю, вакации — «гулящая, праздная пора; более употребимо множественное число — вакации, в значении каникул, или зимних праздничных дней Рождества» (т.1, с.160). Каникулы, согласно энциклопедии Брогкауза и Эфрона, — «в школах свободные от занятий, преимущественно в летние жаркие месяцы». По В. И. Далю, «Каникула — названье светлой звезды, в созвездии Большого Пса, Сириус; каникулы — жаркое летнее время, и гулянки, праздная пора в учебных заведеньях») (т.2, с.84). В специальном циркуляре Министерства просвещения Российской империи в 1878 году указывается что вакации — есть период не только для учебных занятий, «но и время для отдохновения» учащегося.

В настоящее время школьные каникулы регламентируются Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 13, 51), а также ст. 42 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденном постанволением Правительства РФ от 19 марта 2001 г № 196 (с дополнениями, внесенными постановлениями Правительства РФ от 23.12.2002 № 919, от 01.02.2005 № 49, от 30.12.2005 № 854) и соответствующими уставами образовательных учреждений.

 

Продолжительность каникул в школах, лицеях, гимназиях в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для обучающихся в первом классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы. Годовой календарный учебный график разрабатывается и утверждается общеобразовательным учреждением по согласованию с органами местного самоуправления.

 

Иван Бунин
Крещенская ночь

Темный ельник снегами, как мехом,
Опушили седые морозы,
В блестках инея, точно в алмазах,
Задремали, склонившись, березы.

 

Неподвижно застыли их ветки,
А меж ними на снежное лоно,
Точно на серебро кружевное,
Полный месяц глядит с небосклона.

 

Высоко он поднялся над лесом,
В ярком свете своем цепенея,
И причудливо стелятся тени,
На снегу под ветвями чернея.

 

Замело чащи леса метелью, –
Только вьются следы и дорожки,
Убегая меж сосен и елок,
Меж березок до ветхой сторожки.

 

Убаюкала вьюга седая
Дикой песнею лес опустелый,
И заснул он, засыпанный вьюгой,
Весь сквозной, неподвижный и белый.

 

Спят таинственно стройные чащи,
Спят, одетые снегом глубоким,
И поляны, и луг, и овраги,
Где когда-то шумели потоки.

 

Тишина – даже ветка не хрустнет!
А быть может, за этим оврагом
Пробирается волк по сугробам
Осторожным и вкрадчивым шагом.

 

Тишина – а быть может, он близко…
И стою я, исполнен тревоги,
И гляжу напряженно на чащи,
На следы и кусты вдоль дороги.

 

В дальних чащах, где ветви и тени
В лунном свете узоры сплетают,
Все мне чудится что-то живое,
Все как будто зверьки пробегают.

 

Огонек из лесной караулки
Осторожно и робко мерцает,
Тихо он притаился над лесом
И чего-то в тиши поджидает.

 

Бриллиантом лучистым и ярким,
То зеленым, то синим играя,
На востоке, у трона Господня
Тихо блещет звезда, как живая.

 

А над лесом все выше и выше
Всходит месяц – и в дивном покое
Замирает морозная полночь
И хрустальное царство лесное!

    

Яков Полонский               

День крещения России

 

Жизнь без Христа — случайный сон.
Блажен, кому дано два слуха, —
Кто и церковный слышит звон,
И слышит вещий голос Духа.

 

Тому лишь явны небеса,
Кто и в науке прозревает
Неведомые чудеса
И Бога в них подозревает...

 

Как высочайший идеал,
Как истинный залог спасенья, —
Любовь и самоотверженье
Христос народам завещал.

 

В тот день, когда мы облечемся
Душой в нетление Христа,
От черных дел мы содрогнемся
И, обновленные, очнемся, —

 

И ложь не свяжет нам уста.
Сегодня, в первый день Крещенья, —
Быть может, в бедные селенья,
В обители труда и слез,

 

Не в нищем рубище Христос
Сойдет, а с веткою оливы,
И скажет: Будьте все счастливы!
Все, — пожелайте всем добра!..

 

Сегодня день, когда впервые
Владимир и Мои святые
Крестили Русь в волнах Днепра!..
Князь киевский, когда-то гневный,

 

В союзе с греческой царевной,
В златом венце и на своем
Великокняжеском престоле
Для пахаря в далеком поле,

 

Для гусляра на вольной воле
И для дружинника с копьем —
Для всех стал другом и отцом
И красным солнышком желанным...


Пришла Андреем Первозванным
Предвозвещенная пора:
Взыграли омуты Днепра,
Славян пугающие боги

 

Разбились об его пороги,
И дрогнули богатыри,
И разбежались дикари...
О, как от утренней зари

 

Бегут, шатаясь, тени ночи,
И солнце радует нам очи
И озаряет алтари,
Так в день великого Крещенья

 

Сияй нам, вера! Прочь сомненья!
Русь не была бы никогда
Такой великою Россией,
Когда б она была чужда

 

Любви, завещанной Мессией,
Пусть охлажденные умы
Все отрицать готовы, — мы
Еще не оскудели сердцем;

 

Еще мы рады помогать
Разрозненным единоверцам
И пленных братьями считать: —
Без нас не встала бы Эллада,

 

Ей не помог бы Римский трон,
Не рухнул бы Наполеон
И грозных войск его громада.
Под тяжким игом мусульман

 

Без нас забыли бы славян, —
Мы жизнь несли на их могилы...
Расшатывая вражьи силы,
Мы не считали наших ран...

 

Мы за геройские деянья
Не ждали злата и сребра...
За дело славы и добра
Мы не просили воздаянья...

 

И если перст Господний вновь
Нам цель великую укажет, —
Что делать — сердце нам подскажет
И христианская любовь!..

 

Россия, веру призови!..
В сей день торжественный и славный,
Нас бережет Отец Державный
Для новых подвигов любви...

 

 

 

стр. 3

 
ХОТИТЕ - ВЕРЬТЕ, ХОТИТЕ - НЕТ                                                            Ежегодно в Крещенскую ночь с 18 на 19 января в нашем мире происходит величайшее чудо – Дух Божий сходит на все земные воды и они становятся целительными. Так считают верующие, а ученые пытаются объяснить это явление со своих позиций…

По преданию
Праздник Крещения называют еще Богоявлением: по преданию, в этот день людям явился Бог в виде Пресвятой Троицы. Иисус Христос в возрасте тридцати лет был крещен в реке Иордан Иоанном Крестителем. Когда Он выходил из воды, раскрылись небеса, и Предтеча увидел Духа Божия, в виде голубя спустившегося на Иисуса, а с неба был голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение». Считается, что с крещения Христа берет начало христианство.

Когда Спаситель вошел в Иордан и принял крещение, произошло соприкосновение Богочеловека с материей. И поныне в день Крещения, когда в храмах освящается вода, «освящается всех вод естество», поэтому все воды приобретают свойство нетления. Вода становится Святыней – Великой Агиасмой, как называет ее Церковь. Крещенская вода освящает, исцеляет благодатью Божией каждого человека, с верой причащающегося ее...

Народные обычаи
В народе Крещение всегда было одним из самых популярных праздников. К нему готовились заранее, вырубали во льду прорубь в виде креста (иордань). Рядом ставили деревянный крест. После освящения воды молодые мужчины обязательно окунались в ледяную воду, и лишь потом верующие набирали освященную воду из водоема. Несмотря на морозы, нырнуть в прорубь норовили не только здоровые, но и больные. А кто не отважился, старались умыться водой из иордани.

В полночь собирали крещенский снег. Старушки – для того, чтобы отбеливать холстину, а девушки – кожу. Считалось, что вытаянная из этого снега вода может лечить различные недуги, а вылитая в колодец – делает его неиссякаемым даже в самый засушливый год.

Как использовать святую воду?                                                                                         
                               Богоявленская вода обладает большой целительной силой. Известны случаи, когда буквально несколько капель ее, влитые в рот находящемуся без сознания больному, приводили его в чувство и изменяли ход болезни.

Святую воду принято употреблять натощак, с благоговением и молитвой. Но по особой нужде пить ее можно в любое время. Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий, когда кто-­нибудь сильно болел, благословлял принимать по столовой ложке святой воды каждый час. А также советовал окроплять пищу этой водой. Он говорил, что сильнее лекарств, чем святая вода и освященное масло, нет.

Святую воду не следует брать ведрами. И небольшого ее количества хватит до нового Крещения. Ведь крещенскую воду можно разлить по емкостям и добавить обычной – «капля святой воды море освящает». Те, кто не успел набрать святой воды в день Крещения, могут прийти за ней в Храм, там она всегда есть. Эту воду хранят рядом с иконами. Окропляют ею жилище и всякую вещь.

Феномен крещенской воды
Впервые упоминает о целебных свойствах крещенской воды Святой Иоанн Златоуст в IV веке. И вот уже более 17 веков противники христианства пытаются доказать, что феномена крещенской воды не существует. Её способность долго не портиться объясняют тем, что священники опускают в чаши серебряные монеты и кресты, (ионы серебра, как известно, губительно действуют на микроорганизмы), а также тем, что вода в водоемах набирается в зимнее время, когда количество микроорганизмов минимальное.

Однако «водосвятие» часто проводится на реке, откуда и берется верующими крещенская вода. Да и само понятие «святая вода» относится ко временам, когда еще не была наработана церковная атрибутика: серебряные кресты, распятия и пр.

Но современный человек, привыкший получать научные объяснения явлений природы, не может удовольствоваться объяснением феномена крещенской воды, которое дает Церковь. 

 

Что говорят ученые?
Чтобы ответить на вопрос, что же происходит с водой, физики взялись за приборы и микроскопы. Исследования показали, что оптическая плотность крещенской воды выше, чем воды из тех же источников в обычные дни. Более того, она близка к оптической плотности воды из реки Иордан.

Целебные свойства крещенской воды некоторые ученые объясняют особенностями магнитного поля Земли. В этот день оно отклоняется от нормы и вся вода на планете омагничивается. О том, с чем связаны эти изменения, известно мало.

Профессор А. Бельский, российский физик-­экспериментатор, как-то в ночь на 19 января взял в ближайшем пруду пробы воды в полиэтиленовые бутылки. Они стояли у него в лаборатории много лет. Вода в них оставалась прозрачной, без запаха и осадка.

На одной из научных конференций он рассказал об этом «эксперименте» знакомому профессору из НИИ ядерной физики при МГУ, занимавшемуся исследованием нейтронных потоков из космоса и от Земли. Тот, хмыкнув, пообещал посмотреть свои экспериментальные данные за последние годы. Вскоре Бельский получил по электронной почте весьма любопытную информацию.

По его данным, перед 19 января целый ряд лет регистрировались интенсивные всплески потока нейтронов, превышающие фоновые уровни в 100-200 раз! Жесткой привязки к 19 января не было: максимумы приходились и на 18 и на 17 февраля, но иногда точно на 19-е. А стерилизующая роль интенсивных нейтронных потоков общеизвестна.

Сотрудник Института экологии человека, физик В. Жуков пять лет отбирал крещенскую воду в разных местах, брал воду, освященную священнослужителями в другие дни, а также заряженную экстрасенсами и сравнивал, как эти воды лечат организм человека:

- 19 января рано утром мы взяли воду из крана, из старого колодца и в церкви.

 

Все образцы крещенской воды воздействовали на человеческий организм одинаково: почти мгновенно и сильно, как целитель. То есть, вода сразу стала оздоравливать организм, что и зафиксировал аппарат. Правда, через несколько недель все патологии стали снова проявляться.
Исцеляет вода или вера?
Журналисты С. Демкин и В. Потапов рассказывают, как однажды заведующая филиалом Московского института информационно­волновых технологий, к.м.н. И. Мартьянова ушла в отпуск, а когда вернулась, к ней на прием пришла ее пациентка с тяжелой формой онкологического заболевания. Если месяц назад она была исхудавшей и едва передвигала ноги от слабости, то теперь она выглядела настолько лучше, что ее трудно было узнать.

Выяснилось, что больная на Крещение ездила в Троице­-Сергиеву лавру к отцу Герману, слывшему целителем. Священник наказал больной ежедневно принимать ванну, добавляя в нее ложку святой воды. Результат всего лишь недельного курса лечения был налицо.

И. Мартьянова решила проверить свойства Богоявленской воды с помощью специальной аппаратуры, в частности, сверхчувствительного приемника миллиметрового диапазона радиоволн. Его дистанционный зонд улавливает слабое электромагнитное излучение исследуемого объекта, например, излучение биологически активных точек человека.

Для эксперимента была использована святая вода из Новодевичьего монастыря. Для контроля взяли водопроводную воду. Результаты были такими: святая вода и обычная, с добавлением святой, выдавали сигнал, аналогичный сигналу здорового органа человека, а сигнал от водопроводной воды – больного. А спектры, полученные от воды, в которой лежала серебряная ложка, существенно отличались от спектров простой и крещенской воды.


Феномен Богоявленской воды изучен мало и исследователям, похоже, еще не скоро удастся разгадать ее секрет. Она не проходила научные исследования, которым подвергают лекарственные средства, и никаких медицинских заключений о свойствах крещенской воды пока нет. Но есть многовековой опыт огромного количества людей. И, наверное, не так важно, что излечивает – вода или твердая вера человека в то, что это ему поможет. Главное – результат.

http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-121

 

 

 стр. 4

 

 

  «Я родом из белых ночей»

 

Так называется выставка творческих работ Плотяк Галины Сергеевны, медсестры МОУ "Повенецкая средняя общеобразовательная школа", открывшаяся  с 21 января в школьном музее.  О себе Галина Сергеевна говорит: " Я не художник, я самоучка", но ее работы привлекают аккуратностью, законченностью, необычностью в выборе материалов.  А самое главное, они излучают тепло ее искусных рук, дышат любовью. Посетители выставки смогут увидеть картины, выполненные акварелью на картоне, на фанере. Дизайнерские картинки-обереги с забавными домовенками, связанными крючком, вызывают восхищение.  В своих работах Галина Сергеевна использует природные материалы, крупы, искусственные цветы, нити, соленое тесто. Ждем с нетерпением гостей на эту выставку в 13 кабинете.                              

 

Открываем новую рубрику в нашей газете    Сочиняем сами

 

 Прощанье с осенью.

Жили-были Осень и ее дети. Их звали Хмуренька, Грязник и Полузимник.

Хмуренька часто плакала из-за всяких пустяков. Но любила солнце.

А Грязнник всегда приходил домой мокрым. Мы  чуть не забыли про Полузимгик. он всегда приходил домой – половина в снегу, а половина в листьях.  Жили они дружно!

Однажды братьев ми сестру разлучила Зима. Пошел сильный снег и ударил мороз. Осенние месяцы  испугались и разбежались. Наступила Зима.

В народе говорят: «Пришла Зима – не отвертишься».

 

Чудо на Рождество

Жили-были мама Зилда, папа Рожданс и сын Рождестал. Однажды они пошли в лес и увидели оленя, который попал в капкан. Они освободили его и отпустили в лес. Люди не знали, что олень был волшебным и умел отгадывать желания. На Рождество сын услышал шум за тверью. А когда Рождестал вышел, то увидел забавного щенка, о котором мечтал всю жизнь. Так сбылась мечта Рождестала.

 Мечты всегда сбываются на \рождество.

 

Волшебная печка.

Жил-был мужик. Построил он как-то дом да подумал: «Чего-то не хватает? А, – догадался он, – печки не хватает!»

Сложил печку, лег на нее, тепло ему.

С давних пор ведь печка отапливала дома.

Скоро мужик женился. Стала жена в печи пироги, блины печь да щи варить. Как  в народе говорят: «Что есть в печи,  все на стол  мечи».

А через год у них родилась дочка. А еще через два – родился сын. Спали дедушки на печи,  «то она печет блины, то рассказывает сны.»

И жила семья дружно. Вечером садились все у печи и рассказывали сказки друг другу.

Как-то утром ушли родители в лес по грибы. Наказала мать дочке накормить брата, вымести пол, да к вечер спать брата уложить. Но вот беда, девочка все позабыла, Плачет, горюет.

А печка-то волшебная оказалась. Сказала девочке: «Отгадай мои загадки»:

Что это такое:

Чиста да не вода,

Бела, да не снег,

Сладка, да не мед.

От рогатого берут

Деткам дают.

Девочка ответила: «Молоко!».

- Теперь отгадай мою вторую загадку:

Набита пухом, лежит под ухом.

- Конечно, это подушка, - ответила девочка.

- Теперь ты знаешь, что делать, - сказала печь.

Вернулись родители, а у детей а у детей все хорошо.

Добра та речь, что есть в доме печь.

 

Эти работы принадлежат Кассиной Марии,  учащейся в 3 А класса. Маша очень любит сочинять сказки.  Неоднократно она участвовала в творческих конкурсах. Ее сказки написаны в разное время.

 

Ждем ваших работ!

 

  

 

 

 

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 23.03.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»