Суицид можно предотвратить.
Большинство жертв суицида не хотят умирать!
Суицид – пугающая тема, ее не принято и не очень приятно обсуждать. Для нашей страны проблема самоубийств является особо актуальной, поскольку и по общему уровню смертности от суицидов, и особенно по показателям для подростков наша страна входит в число самых неблагополучных стран мира. Проблема суицида в нашем обществе реальна, актуальна, и с прошлого года набирает все больше оборотов, в связи с появлением в сети Интернет большой группы сообществ суицидальной направленности.
Суицидальное поведение у детей и подростков, имея сходство с действиями взрослых, отличается возрастным своеобразием. Детям характерна повышенная впечатлительность и внушаемость, способность ярко чувствовать и переживать, склонность к колебаниям настроения, слабость критики, эгоцентрическая устремленность, импульсивность в принятии решения. Нередки случаи, когда самоубийство детей и подростков вызывается гневом, протестом, злобой или желанием наказать себя и других.
Некоторые задумывающиеся о самоубийстве подростки испытывают замешательство. Несмотря на то, что их переполняет чувство безнадежности, безысходности, они могут неосознанно «сигнализировать» окружающим о своих намерениях. Подоплека всех их действий такова, чтобы найти кого-нибудь, кто принесет им чувство облегчения и безопасности. Необходимо быть внимательными к этим «знакам», чтобы не упустить возможность предотвратить формирующееся суицидальное поведение.
К индикаторам суицидального риска относятся особенности сложившейся ситуации, настроения, когнитивной деятельности и высказываний человека, которые свидетельствуют о повышенной степени суицидального риска.
Ситуационные индикаторы
Любая ситуация, воспринимаемая человеком как кризис, может считаться ситуационным индикатором суицидального риска:
• смерть любимого человека,
• сексуальное насилие;
• денежные долги;
• раскаяние за совершенное убийство или предательство;
• угроза тюремного заключения или смертной казни;
• угроза физической расправы;
• нервное расстройство;
• шантаж;
• сексуальная неудача;
• ревность;
• систематические избиения;
• публичное унижение;
• коллективная травля;
• одиночество, тоска, усталость;
• религиозные мотивы;
• подражание кумиру и т. д.
Поведенческие индикаторы
• Злоупотребление психоактивными веществами, алкоголем;
• эскейп-реакции (уход из дома и т. п.);
• самоизоляция от других людей и жизни;
• резкое снижение повседневной активности;
• изменение привычек, например, несоблюдение правил личной гигиены, ухода за внешностью;
• выбор тем разговора и чтения, связанных со смертью и самоубийствами;
• частое прослушивание траурной или печальной музыки;
• «приведение дел в порядок» (оформление завещания, урегулирование конфликтов, письма к родственникам и друзьям, раздаривание личных вещей);
• любые внезапные изменения в поведении и настроении, особенно – отдаляющие от близких;
• склонность к неоправданно рискованным поступкам;
• посещение врача без очевидной необходимости;
• нарушения дисциплины или снижение качества работы и связанные с этим неприятности в учебе, на работе или службе;
• расставание с дорогими вещами или деньгами;
• приобретение средств для совершения суицида.
Коммуникативные индикаторы
• Прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях («Хочу умереть» – прямое сообщение, «Скоро все это закончится» – косвенное. Шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни также относятся к косвенным сообщениям);
• уверения в беспомощности и зависимости от других;
• прощание;
• сообщение о конкретном плане суицида;
• самообвинения;
• двойственная оценка значимых событий;
• медленная, маловыразительная речь.
Когнитивные индикаторы
• Разрешающие установки относительно суицидального поведения;
• негативные оценки своей личности, окружающего мира и будущего;
• представление о собственной личности как о ничтожной, не имеющей права жить;
• представление о мире как месте потерь и разочарований;
• представление о будущем как бесперспективном, безнадежном;
• «туннельное видение» – неспособность увидеть иные приемлемые пути решения проблемы, кроме суицида;
• наличие суицидальных мыслей, намерений, планов.
Эмоциональные индикаторы
• Амбивалентность по отношению к жизни;
• безразличие к своей судьбе, подавленность, безнадежность, беспомощность, отчаяние;
• переживание горя;
• признаки депрессии: (а) приступы паники, (б) выраженная тревога, (в) сниженная способность к концентрации внимания и воли, (г) бессонница, (д) умеренное употребление алкоголя и (е) утрата способности испытывать удовольствие;
• несвойственная агрессия или ненависть к себе: гнев, враждебность;
• вина или ощущение неудачи, поражения;
• чрезмерные опасения или страхи;
• чувство своей малозначимости, никчемности, ненужности;
• рассеянность или растерянность.
Если замечена склонность несовершеннолетнего к суициду, следующие действия помогут изменить ситуацию.
1. Внимательно выслушайте подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план суицида, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.
3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.
4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать воли чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.
5. Постарайтесь аккуратно спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.
Если Вы слышите |
Обязательно скажите |
Запрещено говорить |
«Ненавижу всех…» |
«Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом» |
«Когда я был в твоем возрасте…» |
«Все безнадежно и бессмысленно» |
«Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить» |
«Да ты просто несешь чушь!» |
«Всем было бы лучше без меня!» |
«Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом» |
«Не говори глупостей. Поговорим о другом.» |
«Вы не понимаете меня!» |
«Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять» |
«Где уж мне тебя понять!» |
«Я совершил ужасный поступок» |
«Я чувствую, что ты ощущаешь вину. Давай поговорим об этом» |
«И что ты теперь хочешь? Выкладывай немедленно!» |
«У меня никогда ничего не получается» |
«Ты сейчас ощущаешь недостаток сил. Давай обсудим, как это изменить» |
«Не получается – значит, не старался!» |