Профилактика суицидов

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Медвежьегорского района

"  Повенецкая средняя общеобразовательная школа"

Мы рады приветствовать Вас на нашем сайте!

 

 

Профилактика суицидов

 

 

Суицид можно предотвратить.

Большинство жертв суицида не хотят умирать!

 

Суицид – пугающая тема, ее не принято и не очень приятно обсуждать. Для нашей страны проблема самоубийств является особо актуальной, поскольку и по общему уровню смертности от суицидов, и особенно по показателям для подростков наша страна входит в число самых неблагополучных стран мира. Проблема суицида в нашем обществе реальна, актуальна, и с прошлого года набирает все больше оборотов, в связи с появлением в сети Интернет большой группы сообществ суицидальной направленности.

Суицидальное поведение у детей и подростков, имея сходство с действиями взрослых, отличается возрастным своеобразием. Детям характерна повышенная впечатлительность и внушаемость, способность ярко чувствовать и переживать, склонность к колебаниям настроения, слабость критики, эгоцентрическая устремленность, импульсивность в принятии решения. Нередки случаи, когда самоубийство детей и подростков вызывается гневом, протестом, злобой или желанием наказать себя и других.

Некоторые задумывающиеся о самоубийстве подростки испытывают замешательство. Несмотря на то, что их переполняет чувство безнадежности, безысходности, они могут неосознанно «сигнализировать» окружающим о своих намерениях. Подоплека всех их действий такова, чтобы найти кого-нибудь, кто принесет им чувство облегчения и безопасности. Необходимо быть внимательными к этим «знакам», чтобы не упустить возможность предотвратить формирующееся суицидальное поведение.

К индикаторам суицидального риска относятся особенности сложившейся ситуации, настроения, когнитивной деятельности и высказываний человека, которые свидетельствуют о повышенной степени суицидального риска.

Ситуационные индикаторы

Любая ситуация, воспринимаемая человеком как кризис, может считаться ситуационным индикатором суицидального риска:

         смерть любимого человека,

         сексуальное насилие;

         денежные долги;

         раскаяние за совершенное убийство или предательство;

         угроза тюремного заключения или смертной казни;

         угроза физической расправы;

         нервное расстройство;

         шантаж;

         сексуальная неудача;

         ревность;

         систематические избиения;

         публичное унижение;

         коллективная травля;

         одиночество, тоска, усталость;

         религиозные мотивы;

         подражание кумиру и т. д.

Поведенческие индикаторы

         Злоупотребление психоактивными веществами, алкоголем;

         эскейп-реакции (уход из дома и т. п.);

         самоизоляция от других людей и жизни;

         резкое снижение повседневной активности;

         изменение привычек, например, несоблюдение правил личной гигиены, ухода за внешностью;

         выбор тем разговора и чтения, связанных со смертью и самоубийствами;

         частое прослушивание траурной или печальной музыки;

         «приведение дел в порядок» (оформление завещания, урегулирование конфликтов, письма к родственникам и друзьям, раздаривание личных вещей);

         любые внезапные изменения в поведении и настроении, особенно – отдаляющие от близких;

         склонность к неоправданно рискованным поступкам;

         посещение врача без очевидной необходимости;

         нарушения дисциплины или снижение качества работы и связанные с этим неприятности в учебе, на работе или службе;

         расставание с дорогими вещами или деньгами;

         приобретение средств для совершения суицида.

Коммуникативные индикаторы

         Прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях («Хочу умереть» – прямое сообщение, «Скоро все это закончится» – косвенное. Шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни также относятся к косвенным сообщениям);

         уверения в беспомощности и зависимости от других;

         прощание;

         сообщение о конкретном плане суицида;

         самообвинения;

         двойственная оценка значимых событий;

         медленная, маловыразительная речь.

Когнитивные индикаторы

         Разрешающие установки относительно суицидального поведения;

         негативные оценки своей личности, окружающего мира и будущего;

         представление о собственной личности как о ничтожной, не имеющей права жить;

         представление о мире как месте потерь и разочарований;

         представление о будущем как бесперспективном, безнадежном;

         «туннельное видение» – неспособность увидеть иные приемлемые пути решения проблемы, кроме суицида;

         наличие суицидальных мыслей, намерений, планов.

Эмоциональные индикаторы

         Амбивалентность по отношению к жизни;

         безразличие к своей судьбе, подавленность, безнадежность, беспомощность, отчаяние;

         переживание горя;

         признаки депрессии: (а) приступы паники, (б) выраженная тревога, (в) сниженная способность к концентрации внимания и воли, (г) бессонница, (д) умеренное употребление алкоголя и (е) утрата способности испытывать удовольствие;

         несвойственная агрессия или ненависть к себе: гнев, враждебность;

         вина или ощущение неудачи, поражения;

         чрезмерные опасения или страхи;

         чувство своей малозначимости, никчемности, ненужности;

         рассеянность или растерянность.

Если замечена склонность несовершеннолетнего к суициду, следующие действия помогут изменить ситуацию.

1. Внимательно выслушайте подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план суицида, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.
3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.
4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать воли чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.
5. Постарайтесь аккуратно спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.
 

Если Вы слышите

Обязательно скажите

Запрещено говорить

«Ненавижу всех…»

«Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом»

«Когда я был в твоем возрасте…»

«Все безнадежно и бессмысленно»

«Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить»

«Да ты просто несешь чушь!»

«Всем было бы лучше без меня!»

«Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом»

«Не говори глупостей. Поговорим о другом.»

«Вы не понимаете меня!»

«Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять»

«Где уж мне тебя понять!»

«Я совершил ужасный поступок»

«Я чувствую, что ты ощущаешь вину. Давай поговорим об этом»

«И что ты теперь хочешь? Выкладывай немедленно!»

«У меня никогда ничего не получается»

«Ты сейчас ощущаешь недостаток сил. Давай обсудим, как это изменить»

«Не получается – значит, не старался!»


 

Дата последнего обновления страницы 25.03.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»